Гран-При США 2005 года
Заявление FIA
Здесь приведено официальное заявление FIA относительно событий, имевших место на Гран-При США 2005 года в Индианаполисе.
Формула-1 является спортивным соревнованием. Оно должно определяться четкими и ясными правилами. Правила не могут пересматриваться каждый раз, когда участник привозит на гонку неправильное оборудование.
В Индианаполисе Michelin заявила нам, что ее покрышки не будут безопасными, если машины не будут замедлены в главном повороте. Мы поняли ситуацию и, помимо прочего, предложили следить за скоростями и ограничивать их. Тем не менее, участники Michelin не захотели следовать этому предложению, по крайней мере если пилоты Bridgestone не будут замедлены на столько же. Они предложили сделать шикану.
Команды Michelin, похоже, не понимали, что это будет крайне несправедливо, а также неправомерно. Команды Bridgestone привезли хорошие покрышки. Им не было необходимости замедляться. Недостаток скорости пилотов Michelin в 13 повороте был бы следствием некачественного оборудования, как это часто бывает в Формуле-1. Кроме того необходимо вспомнить, что FIA написала всем командам и обоим шинным производителям 1 июня 2005 года, подчеркивая, что “покрышки должны быть надежными во всех условиях” (полный текст этой переписки можно найти в конце документа).
Шикана заставила бы всех участников, в том числе тех, которые имели покрышки, адаптированные для скоростных трасс, гоняться по трассе с принципиально измененными характеристиками – от сверхвысокоскоростной (за счет поворота 13) до очень медленной и извилистой. Кроме того, изменение трассы не было бы возможно с выполнением всех современных стандартов безопасности, с возможными последствиями для машин и их тормозов. Нетрудно представить реакцию суда Америки, если бы произошла авария (вне зависимости от ее причины) и FIA была бы вынуждена признать, что она не смогла выполнить свои же правила и процедуры безопасности.
Причина произошедшей неудачи очевидна. Каждой команде разрешено привезти на этап два типа покрышек, один потенциальный победитель, предельный тип, второй – запасной, который, хотя медленнее, является абсолютно надежным. Как оказалось, ни одна из команд Michelin не привезла в Индианаполис запасной вариант. Вскоре компания объявила, что из Франции доставляется новый груз покрышек, но позже вынуждена была признать, что эти покрышки также не являются безопасными.
А что насчет американских болельщиков? Что насчет болельщиков Формулы-1 по всему миру? Вместо того, чтобы бойкотировать гонку, команды Michelin должны были бы согласиться проходить 13 поворот на уменьшенной скорости. Правила чемпионата были бы соблюдены, они бы боролись за очки и зрители получили бы гонки. Но в результате, отказавшись выступать, если FIA не нарушит правила и не отнимет преимущество гонщиков Bridgestone, они повредили себе и спорту.
Также необходимо прояснить, что Formula One Management и Indianapolis Motor Speedway не могут влиять на соблюдение правил, поскольку являются коммерческими организациями.
Переписка FIA и Michelin 1 и 2 июня 2005 года.
Письмо президента FIA Макса Мосли спортивному директору Michelin Пьеру Дюпаскье
1 июня 2005 года
Уважаемый Пьер,
Мы высоко ценим присутствие Michelin в Формуле-1 и верим, что чемпионат Формулы-1 стал только интереснее благодаря конкуренции шинных производителей. Однако в нынешнем сезоне мы стали свидетелями многочисленных повреждений покрышек, как в гонках, так и на тестах.
Для FIA невозможно определить структурную целостность, износоустойчивость и жесткость покрышек. Мы не обладаем ни необходимыми для этого техническими ресурсами, ни достаточными знаниями. Таким образом Формула-1 полностью зависит от шинных производителей, которые одни могут гарантировать, что никакой риск не принят ради повышения характеристик.
Покрышки должны быть надежными в любых условиях включая длительные периоды позади машины безопасности, вылеты за пределы трассы, повреждения на бордюрах, контакты с другими машинами и контакты с обломками на трассе.
Авария покрышки не только представляет риск для пилота, но может создать опасность для зрителей. Мы уверены, что можем положиться на вас в надежде, что вы предпримете все необходимые действия для того, чтобы мы больше не увидели в этом сезоне аварий покрышек.
Благодарим вас за ваши старания сделать Формулу-1 безопасной для всех участников, насколько это возможно. Аналогичное письмо мы посылаем Bridgestone.
С наилучшими пожеланиями
Искренне ваш,
Макс Мосли.
Копии посланы всем руководителям команд Формулы-1.
Ответное письмо спортивного директора Michelin Пьера Дюпаскье президенту FIA Максу Мосли
2 июня 2005 года
Уважаемый Макс,
Michelin Group установила перед собой четкие цели в области соревнований, и в особенности в чемпионате мира Формулы-1. Здоровое соревнование между двумя или более шинными компаниями усиливает постоянное развитие наших шинных технологий и, как следствие, характеристик наших покрышек.
Во всех наших разработках и использованиях покрышек всегда была и будет безопасность. Наши покрышки должны выдержать жесткие фабричные тесты перед тем, как они будут тестироваться на трассах на машинах Формулы-1. На этой стадии продолжается постоянное развитие покрышек и ее тесты на “гоночной” дистанции в 500 км начинаются лишь после успешного завершения тестов на короткие дистанции. Такие покрышки затем допускаются к использованию на тестах или в ходе Гран-При.
В ходе использования этих покрышек на тестах или в Гран-При, состояние покрышек постоянно инспектируется нашим техническим персоналом на трассе в сотрудничестве с нашими инженерами в Клермон-Ферран.
Весь процесс производства и использования покрышки определяется жесткими правилами качества, в которых безопасность является основным приоритетом.
Покрышка является мягким, гибким, наполненным воздухом оборудованием, разработанным по очень высоким спецификациям для использования в условиях, четко определенных Michelin, и способным сопротивляться большинству препятствий, которые можно предположить. Покрышки становятся хрупкими при использовании вне рамок разрешенных условий и если использование покрышек не отвечает инструкциям Michelin и рекомендованным действиям. В частности, покрышки, вполне возможно, не выдержат постоянное использование на некоторых бордюрах на трассе в Спа. Мы связались с техническим директором FIA по этому вопросу 29 мая.
С момента нашего возвращения в Формулу-1 мы не испытали аварий покрышек, вызванных их конструкцией или производственными особенностями.
В ходе тестов и в особенности в ходе гонок наши инженеры постоянно оценивают покрышки и возможность их дальнейшего использования. В соответствии с этим наши инженеры дают советы командам. Команды несут окончательную ответственность за последующие решения и действия.
Michelin Group рада работать во благо всех своих партнеров и спорта Формулы-1 на высшем уровне и лишь с теми покрышками, которые отвечают жестким требованиям безопасности.
Искренне ваш,
Пьер Дюпаскье
Копии посланы всем руководителям команд Формулы-1.